[ X ]
Editorial10 Октября 2026 13:13

Важные моменты в контексте налогообложения посылок с международных торговых платформ

В последние месяцы активно обсуждается налогообложение посылок с международных торговых платформ в контексте налоговой реформы. Последние дискуссии сосредоточены на продлении на один месяц (до 1 ноября 2026 года) срока вступления в силу положений, устанавливающих применение 20% НДС, а также фиксированной пошлины в размере 12 леев за каждую посылку.

Некоторые подсчитывают, насколько больше потратят граждане, совершающие покупки на международных торговых платформах. Например, за посылку стоимостью 1000 леев, НДС плюс фиксированная пошлина в размере 12 леев составит дополнительные 212 леев. Если стоимость посылки превышает 150 евро, получатель также будет платить дополнительные таможенные пошлины на соответствующие товары.

Другие подсчитывают, сколько дополнительно будет получать государственный бюджет ежегодно от налогообложения посылок. И наиболее часто упоминаемая цифра в этом контексте – 2 миллиарда леев в год.

Третья категория интересуется методом взимания НДС, и часто задаваемый вопрос: будет ли НДС взиматься в момент оплаты поставщику или при получении посылки? Кстати, власти уже дали некоторые заверения, что каждый почтовый оператор сможет установить свою собственную процедуру уплаты НДС в зависимости от специфики платформы, с которой он сотрудничает.

Но лишь немногие помнят самый важный аргумент, лежащий в основе инициативы по налогообложению посылок с международных торговых платформ. И это связано с необходимостью обеспечения справедливых условий конкуренции на внутреннем рынке. Местные торговцы, очевидно, подвергаются дискриминации, будучи вынуждены платить налоги и сборы, нести расходы на аренду, выплачивать зарплаты и т. д. В таких условиях, если бы государство не ввело налогообложение посылок, многие из них просто прекратили бы свою деятельность, и это означало бы трагедию для национальной экономики. Чтобы прояснить, что я имею в виду, приведу некоторые официальные данные. По данным Таможенной службы, в 2025 году в Республику Молдова из-за рубежа поступило более 11,2 миллиона посылок. Таможенные пошлины были уплачены только за те, стоимость которых превышала 150 евро (почти 70 000 посылок), что принесло в государственный бюджет около 1,1 миллиарда леев. Остальные посылки не облагались налогом, что оказало значительное давление на местных торговцев.

Для большей ясности напомню, что малые и средние предприятия (МСП) составляют около 99,7% от общего числа предприятий в Молдове. Среднегодовое число сотрудников на МСП – около 393 тысяч человек, что составляет 71,6% от общего среднего числа сотрудников на предприятиях. В 2025 году выручка от продаж МСП составила 563,3 млрд. леев, или 73,4% от общей выручки от продаж в экономике. МСП, специализирующиеся исключительно на торговле, составляют 30,7%. Таким образом, МСП представляют собой наибольшую часть национальной экономики Республики Молдова, а предприятия, специализирующиеся на торговле, – почти треть от общего числа МСП.

Помимо аспектов, связанных с местными торговцами, необходимо также учитывать и необходимость применения стандартов, близких к стандартам ЕС, поскольку Республика Молдова находится в процессе европейской интеграции.

Таким образом, начиная с 1 июля 2026 года, ЕС отменил освобождение от таможенных пошлин для посылок стоимостью менее 150 евро и ввел фиксированный сбор в размере 3 евро за каждую тарифную категорию товаров в посылке. Эта мера будет действовать как минимум до 1 июля 2028 года. С 1 ноября 2026 года также планируется ввести сбор в размере 2 евро за единицу товара для посылок из стран, не входящих в ЕС. В ЕС налог на добавленную стоимость применяется ко всем посылкам и взимается либо непосредственно при оформлении заказа через систему IOSS (Import One Stop Shop), либо при таможенном оформлении перевозчиком. Некоторые страны-члены ЕС также вводят дополнительные сборы, помимо упомянутых. Например, Румыния с 1 января 2026 года ввела национальный сбор в размере 25 леев, который будет применяться параллельно со сбором ЕС в размере 3 евро до полной унификации процедур (не позднее ноября 2026 года). Все эти меры принимаются для защиты внутреннего рынка, а также для обеспечения честной конкуренции.

Я посчитал необходимым упомянуть все эти моменты, чтобы при обсуждении налогообложения посылок с международных торговых платформ у нас была целостная картина, а не просто расчет того, сколько дополнительных денег заплатят люди или сколько соберет государственный бюджет.

Мирчя Бачу, предприниматель из Республики Молдова

Следите за telegram
Подпишитесь на наш канал
Editorial Важные моменты в контексте налогообложения посылок с международных торговых платформ В последние месяцы активно обсуждается налогообложение посылок с международных торговых платформ в контексте ... продолжение

Опрос

  • Какая проблема на сегодняшний день наиболее актуальна в Республике Молдова?

    View Results

    Загрузка ... Загрузка ...